Династия мастеров-керамистов Нарзуллаевых из Гиждувана

(Из двухсотлетней истории).

 

В начале XVIII века наступило сильное оживление в жизни ремесленников как самой Бухары, так и расположенного недалеко от нее Гиждувана. С тех пор и пошла известность гиждуванских гончаров, хотя в городе имелось много хороших мастеров и по металлу, и по дереву, и ткачей, и набоечников. В Гиждуване жили десятки керамистов, мастерски изготовлявших и расписывавших посуду. Причем, здесь были мастера, которые сами формовали и расписывали посуду, а были и такие которые только расписывали. Последние назывались «наккош» - рисовальщик. В Гиждуване работало много приезжих керамистов из Карши, Щахрисабза, Самарканда, из Хивы и Ургенча. Сюда стекались молодые гончары учиться или совершенствовать свое мастерство по всей близлежащей округе, прежде всего в самой Бухаре, в Вабкенте, затем в Катта-Кургане, Нурате, Карши.

Одним из основателей гончарного производства и династии кулолов Нарзуллаевых, продолжателем традиций гиждуванской школы гончаров считается Шарофиддин Гиждувоний (Шарофиддин-чиннипаз).

Шарофиддин Гиждувоний родился в 1790 году в Гиждуване и прославился как мастер - чиннипаз. До последних своих дней жизни, - 1885 года он проработал со своим сыном - Усто Эргаш-кулолом. В керамике Шарофиддина Гиждувоний и Усто Эргаш Купола, было естественно много общего. Они часто употребляли одни и те же орнаментальные мотивы, хотя Усто Эргаш кулол был больше знаменит как мастер-косагар. К сожалению, произведения гончарного ремесла того периода плохо сохранились. Лишь немногочисленные образцы их работ хранятся в музеях, либо зафиксированы на фотографиях в альбомах. Следует отметить, что внимательно рассматривая даже те немного численные сохранившиеся образцы керамики можно утверждать, что изделия созданные отцом и сыном, учителем и учеником, своеобразны:

в них подчеркивается фантастическое богатство и яркость цветочных узоров, насыщенный колорит росписей блюд, их декоративность, несмотря на низкий технический уровень и примитивно-кустарный характер производства. Традиции династии Нарзуллаевых продолжили два сына Усто Эргаш-кулола - Усто Нарзулло (в исторических источниках он именуется Нарзи) Эргашев и Усто Тош Эргашев. Оба брата прославились как опытные мастера-косагары. Образцы их работ хранятся во многих республиканских и зарубежных музеях.

В работах братьев Эргашевых прослеживается определенная закономерность - сообщить художественную выразительность предметам практического применения, в частности посуде. Причем, особенности нанесения керамического декора обуславливались его назначением и задачами гармоничного сочетания с формой. Эти и другие специфические принципы и тонкости мастерства и творческого подхода к результатам работы всегда последовательно и точно соблюдались братьями Эргашевыми. Следует отметить, что Эргашев Нарзулло умер в 1932 году, а Эргашев Тош был репрессирован в 1937 году. Его забрали ночью работники НКВД и больше его никто не видел. Так, без суда и следствия расправились со знаменитом усто керам истов , чьи работы и сейчас очень высоко ценятся специалистами. Какую, такую опасность для «Великой Державы» в те времена представлял сельский безграмотный трудяга, который своим трудом и талантом творил чудеса, как и десятки тысяч безвинно репрессированных узбекистанцев, уму непостижимо. Видимо, кого-то раздражала мысль о том, что и в забытых уголках страны, и у «других» народов могут рождаться великие люди, о которых заговорят специалисты всего мира . Это было в высшей степени уничтожением народных ценностей.

Традиции династии Нарзуллаевых продолжил Усто Ибодулло Нарзуллаев - один из самых ярких представителей гончарного искусства Узбекистана, сын знаменитого усто Нарзулло Эргашева. Ибодулло Нарзуллаев, - член Союза Художников СССР, член республиканского объедения «Усто» лауреат многочисленных конкурсов, кавалер ордена«Мехнат Шухрати» родился в 1927 году. Он в буквальном смысле вырос в мастерской отца и дяди. После трагических событий 1937 года, его усыновил известный кулол Усто Усмон Умаров, женившись на матери Ибодулло. Усто Усмон Умаров считается учеником своего дяди, - Усто Мухаммаджона Чулока и его отца - Усто Мухаммад Садыкова (1850-1920). Усто Усмон Умаров был ровесником Тош Эргашева, часто бывал в их мастерской, советовался и брал уроки у Усто Нарзулло Эргашева. После усыновления Ибодулло фактически две династии кулолов объединились и их продолжателем стал Ибодулло Нарзуллаев. И.Нарзуллаев стал новым прототипом народного мастера-керамиста, среди родившихся на узбекистанской земле. Он был не просто одарённым человеком, перенявшим традиции предков, придерживаясь которых и развивал их. Он сознательно ставил перед собой новые задачи и стремился по мере сил и возможностей их осуществлять, продвигаясь по многотрудному, тернистому творческому пути своей дорогой. Любопытно, что Усто Усмон Умаров выступал против гравировки узоров на расписных сосудах, а И.Нарзуллаев же часто следовал этой своеобразной манере. Ибодулло Нарзуллаев первым возродил и ввёл в керамическое производство технику басмы. Он также удачно использовал технику графического процарапывания - хона-хорош. И.Нарзуллаев чаще всего работал по белому ангобу, покрывая блюда и чащи салатного тона поливой, отчего они в целом обладали светлым, зеленоватым колоритом. Колорит лучших работ Усто Ибодулло Нарзуллаева строился на приведени и всего красочного богатства к единому тону, декоративно окрашивающему ритмическую игру красочных потёков, сливающихся друг с другом и контрастирующих между собой. И.Нарзуллаев - этот талантливый, ищущий, образованный мастер был увлечён поисками новых узоров. В его декоре встречаются не только мотивы хлопка, ему принадлежит и известное блюдо с вписанным в него абрисом фасада мавзолея Саманидов. Это декоративное блюдо выдержано в традиционной гиждуванской коричневой гамме. И.Нарзуллаев - мастер, остро чувствовавший перемены и ценивший историю. Он черпал темы из самых разнообразных источников. В 1956 году он расписал блюдо, украсив его в центре летящим голубем Пикассо. Это соприкосновение Бухарской народной керамики и французского искусства, соприкосновение темы борьбы за мир, примечательно само по себе. И.Нарзуллаев был прекрасным рисовальщиком. Свои керамические узоры он переносил на бумагу в карандаше и красках. Позже он много работал над технологией изготовления керамики.

Произведения Усто Ибодулло Нарзуллаева демонстрировались в Алма-Ате (ныне Алматы) /Казахстан/ и Тбилиси /Грузия/, Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и Москве /Россия/, Дрездене /Германия/, Брюсселе /Бельгия/, Вашингтоне и Нью Йорке /США/, Риме и Фаянсе (Италия), Токио /Япония/, Варшаве /Польша/, Улан-Баторе /Монголия/, Дели /Индия/, Шанхае и Пекине /Китай/, Остенде /Бельгия/, Женеве /Швейцария/, Минске /Беларусь/, Белграде /Югославия/, Монреале /Канада/, в других городах и странах. А в Узбекистане их было вообще несметное количество.

Работы Усто Ибодулло Нарзуллаева закуплены Душанбинским музеем изобразительных искусств, Московским музеем народов Востока, музеем Женевской международной Академии керамики, музеем Московского высшего художественно-промышленного училища, Государственным историческим музеем СССР, Музеем мировой керамики в Фаянсе, Фондом Академии художеств Грузии, музеями Японии, Франции, Бельгии, Польши, США и других стран. Множество его работ находятся у частных коллекционеров.

Среди них: немецкий художник Тимман, К.М.Симонов, В.Б.Эльконин. профессор С.А.Миц, ученый-археолог С.Н.Юренев и другие.

Усто Ибодулло Нарзуллаев часто повторял: «Мы семья кулолов. Нас уважает и нам аплодирует. Но мы должны знать, что есть очень и очень умелые и искусные мастера, у которых мы должны учиться. Среди них - Рахимберди-ота Маччанов, Иброхим-ота Комилов, Ахад-ота Музаффаров, Абдурайим-ота Мухторов, Усто Умар Журакулов, Фатулло-ота Саъдуллаев, Хамробиби Рахимова и многие другие.В семье Нарзуллаевых вспоминают слова отца об Азим Кулоле (Азим «Шайтон») /умер в 1945 году/ из Гиждувaнa : «Он создавал чудо из глины». И.Нарзуллаев оставил незабываемый след в истории керамического искусства. У него было одиннадцать детей. Следует отметить, что почти все дети хорошо владеют приёмами керамического ремесла, а один не только пошел по стопам отца, но считается большим, всемирно признанным мастером гончарного искусства - это Алишер.



Династия мастеров-керамистов Нарзуллаевых из Гиждувана

(Из двухсотлетней истории).

 

 

Сайт управляется системой uCoz