ru/en

Алишер Нарзуллаев «Народный мастер Узбекистана»,

академик Академии художеств Узбекистана

 

Алишер Нарзуллаев - один из самых известных и признанных мастеров керамики современного Узбекистана, родился в 1953 году. После учёбы в школе №3 им. Улугбека г.Гиждуван, он успешно окончил Самаркандский архитектурно-строительный институт. Работал на строительстве мастером, прорабом, инженером. Был на хорошем счету, его готовили на руководящую должность, было много заманчивых предложений.

Но, где бы Алишер не работал, его всегда тянуло к гончарному ремеслу. Всё своё свободное время он проводил у гончарного станка и, в конце концов, занялся этим ремеслом всерьез и профессионально, добившись великолепных результатов.

Усто Алишер Нарзуллаев - обладатель Сертификата «Халкаро уста» (Мастер международного масштаба). Вручал его лично Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

Он также победитель профессиональных конкурсов «Офарин» и «Ташаббус - 98», награждён «Золотой медалью» и Призом Президента Республики Узбекистан - автомашиной «Тико».

В 2002 году Указом Президента Узбекистана Алишеру Нарзуллаеву присвоено почетное звание «Узбекистон Халк Устаси» («Народный мастер Узбекистана»), а в 2003 году стал академиком Академии художеств Узбекистана (АХУз).

Многие годы он является членом Республиканской ассоциации «Устозода» и Творческого объединения художников Узбекистана при АХУз.

Произведения искусства созданные Усто Алишером Нарзуллаевым обладают богатейшей разработанностью узоров, тонкостью и изяществом их исполнения. Особенно живо и убедительно трактуются цветочно-растительные мотивы. В его работах ощущается высокое мастерство написания декора и художественная выразительность.

Усто Алишер Нарзуллаев участник свыше ста выставок и вернисажей в Узбекистане за рубежом, в том числе Всемирной Выставки-Ярмарки «Экспо - 2000».

Работы А.Нарзуллаева демонстрировались в Комацу и Токио, Нью-Йорке и Вашингтоне, Ганновере, Бонне и Берлине, Париже и других прославленных городах мира, при его непосредственном участии.

Усто Алишер Нарзуллаев в 1999 году по предложению Японского Фонда развития и по рекомендации Посла Японии в Узбекистане господина Коичи Обата побывал в Стране восходящего солнца, где в течение шести месяцев изучал культуру народа этого государства и пропагандировал узбекскую культуру. Ему посчастливилось поработать в мастерской одного из самых знаменитых японских мастеров керамики, президента Ассоциации керамистов Японии Асакура Исокичи Сандаймэ.

В 2002 году Усто Алишер Нарзуллаев побывал в Германии, где также изучал опыт немецких мастеров и передавал свой.

Самыми запоминающимися эпизодами таких творческих поездок по обмену профессиональным опытом были моменты, когда на выставках своих работ, на глазах у многочисленной публики за гончарными станками становились известные керамисты, в том числе и Усто Алишер и демонстрировали всем свое высокопрофессиональное мастерство. Они изготавливали керамические изделия, получая в награду овации зрителей.

Работы Усто Алишера Нарзуллаева хранятся в музее Декоративно-прикладного искусства и Государственном музее Истории, в Музее Мирового Банка и Музее культур народов Востока, в музее посольства Японии в Узбекистане, а также в музеях и частных коллекциях Германии, Японии, США, Швейцарии, и др.стран.

У династии Нарзуллаевых, как и всего народного искусства Узбекистана, большие перспективы для прогресса. Веками воспитанный народной вкус, богатейшие традиции декоративного искусства, талантливые люди - старые, опытные мастера, молодые, уже успешно работающие, и совсем молодые, жаждущие учится и овладевать мастерством, - все это говорит об объективно благоприятной обстановке для дальнейшего успешного развития.

У Алишера Нарзуллаева три сына и дочь, и все хорошо владеют искусством гончарного производства. После долгих раздумий и колебаний старший сын, Шерзоджон сегодня стоит за гончарным станком рядом с отцом.

Олимжон заканчивает Университет мировой экономики и дипломатии, а всё своё свободное время, будучи студентом, проводит в мини-мастерской в Ташкенте.Обиджон занялся ремеслом гончара серьёзно и профессионально. Он выпускник Национального института художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода. Его замысловатые и оригинальные работы пользуются большим успехом. По мнению преподавателей и мастеров - профессионалов, это одарённый и талантливый ученик, смело идущий своей, никем не проторенной дорогой.

Шозода - студентка Национального института художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода, где специализируется по профессии искусствоведа. Она также выпускница школы-интерната для одарённых детей по специальности графика и рисование. Её картины оригинальны, полны фантазии и детской задумчивости.

Внимательно рассматривая керамические изделия предков и сравнивая их современной керамикой, которые непосредственно продолжают традиции предшествующих столетий, дают основание утверждать, что керамика нового времени продолжает и развивает старые местные традиции и традиции династии Нарзуллаевых. Следует отметить, что в кратком историческом очерке сложно рассказать о всех и обо всем. Для этого нужно писать тома. Потомучто семья Нарзуллаевых - это самобытная и талантливая, многодетная ячейка нашего общества, продолжательница, многовековых творческих традиций большой и теперь уже всемирно известной династии.

Все дочери Усто Ибодулло Нарзуллаева, - Зебинисо, Мехринисо. Махбуби. Матлуба, Мавлуда, Манзура, Назира, Нодира, Дилфуза и невесты семьи Дилором Нарзуллаева и Губахор Нарзуллаева во главе с матерью, - мастером на все руки, разносторонне развитой, удивительно терпеливой и доброй Мустабшира-ая Баракаевой, занимаются одним из самых древних видов народно-прикладного искусства - каштачилик (вышиванием). У них это получается очень умело и профессионально. Их работы неоднократно демонстрировались на выставках за рубежом, пользуются большим спросом у ценителей искусства.

Семья Нарзуллаевых – это школа трудовых навыков не только для взрослых, но, прежде всего, для подрастающего поколения. Мать и отец - первые наставники.

В семье Нарзуллаевых очень популярна жизненная поговорка : «Если ничего не умеешь, то ничего не имеешь».

Двухвековая история семьи Нарзуллаевых свидетельствует, что народное искусство, являющейся подлинной основой любого профессионального мастерства, не только широко сохранилось, но и получает огромные возможности для своего процветания в родном Узбекистане.

 


Династия мастеров-керамистов Нарзуллаевых из Гиждувана

(Из двухсотлетней истории).

Видео для просмотра

ролик1
ролик2
ролик3
ролик4
ролик5
ролик6
ролик7
ролик8
ролик9
ролик10

Сайт управляется системой uCoz